Школа включает несколько основных функциональных зон: входная группа с гардеробными (раздельными для младшей и старшей школы), амфитеатр, учебные классы младшей школы, старшей школы, столовая, спортивный блок, администрация, учительский коворкинг, многофункциональный зал, библиотека. Нам важно было обеспечить стилистическую связь этих зон друг с другом, для нас это стало творческим вызовом, ведь все они очень разные по функциональному наполнению.
Над этим проектом мы работали в сложном взаимодействии со специалистами по образованию, заказчиком и другими архитекторами, дизайнерами, инженерами. Именно в таком симбиозе и получилось создать то пространство, которое сегодня помогает ребятам получать актуальные знания по многим дисциплинам. Например, специалисты по образованию давали чёткое техническое задание по оснащению каждого кабинета, функциональности мебели и оборудования, благодаря чему у нас получились трансформируемые пространства, где легко организовать занятия разного формата (это и мобильная мебель, и трансформируемые перегородки, и интерактивное оборудование, и pinable поверхности, и многое другое). Немаловажную роль выполняли и другие участники проекта.
Невозможно окончательно разделить обучение и архитектуру, пространство всегда будет влиять на образовательный процесс, как бы выступая соавтором обучения. Будет ли это обучение комфортным, творческим и ориентированным на позитивные ценности — зависит не только от педагогов, но и от места, где осуществляется образовательный процесс.
За основу мы взяли нейтральное цветовое решение: сочетание молочного, светло-серого цветов и текстур дерева. Эту гамму мы провели через все пространства. Также мы уделили особое внимание освещению: использовали разнообразные формы источников света, однако все они представляют собой простые геометрические формы: круги, кольца, точки, прямые линии.
Для столовой и кафетерия был отрисован отдельный паттерн на стены, который является геометричным акцентом в этом светлом помещении.
К столовой примыкает отдельное пространство кулинариума — учебный класс для наработки навыков готовки и просто вкусовых экспериментов.
Дизайн этого класса работает в общей стилистике текстур серого и деревянного. В центре расположен кухонный остров для демонстрации процесса готовки, по периметру размещена основная рабочая зона с духовыми шкафами и хранением. Часть пространства оставлена свободной для рассадки гостей под дегустацию, общих уроков и других возможных мероприятий.
Также на этом проекте перед нами стояла задача создания оригинальной, простой и стильной мебели. В качестве материала мы остановились на фанере, тк она позволяет создавать разнообразные и приятные глазу и на ощупь поверхности. Это и столешницы в столовой, и оснащение коворкинга, библиотеки, и многочисленные экраны радиаторов, и места хранения, и выставочные стеллажи, и индивидуальные тумбы для мокрых точек и санузлов, и многое другое. В проектировании мебели мы отталкивались от принципа простоты как формы, так и производства, в итоге получилось удобно и минималистично.
Дизайн классов отличается в зависимости от функционала. Классы старшей школы имеют строгий дизайн: серое напольное покрытие в сочетании с войлоком, бело-серая гамма, призывающая к концентрации на подаваемой педагогом информации. Вне зависимости от типа класса, мы применяли акустические баффлы на потолке, экспериментируя с их цветами.
На наш взгляд, простые средства дизайна, предстающие разных сочетаниях, в зависимости от пространства, стали отличным фоном для творчества учеников “Сколки”.
Не забыли мы и про пространства для педагогов и других сотрудников школы: кабинеты имеют все преимущества современного офиса, есть переговорная с индивидуальным дизайном, а также учительский коворкинг со своей собственной кухней, где можно удобно провести время между уроками, отдохнуть после занятий или подготовиться к ним.
Профильные классы в школе спроектированы так, чтобы совмещать современный дизайн, эргономику и функциональность, создавая идеальную среду для углублённого изучения предметов. Каждый кабинет оснащён передовым оборудованием и продуманной организацией пространства, что позволяет ученикам не только получать теоретические знания, но и сразу применять их на практике.
Кабинет химии оформлен в виде научной лаборатории.
Столы оснащены вытяжными шкафами, цифровыми датчиками для измерения pH, температуры и электропроводности, а также набором современных микроскопов. В зоне хранения — герметичные контейнеры для реактивов и система вентиляции, обеспечивающая безопасность. Интерактивная панель с 3D-моделями молекул помогает визуализировать сложные процессы.
Общий принцип всех классов — модульность и технологичность. Мебель на колёсах позволяет быстро менять конфигурацию под групповые или индивидуальные проекты. Такое пространство мотивирует учеников к исследованиям, превращая обучение в увлекательный процесс.
Отдельного внимания заслуживает многофункциональный зал-трансформер, выполняющий как функцию музыкального кабинета, так и актового зала для начальной школы. При помощи трансформируемой перегородки сценическая часть зала (она же кабинет музыки) отделяется от зрительской. В дизайне это подчёркнуто контрастным к зрительской части зала тёмым тоном. В зрительской части предусмотрены блитчеры и уникальная операторская стойка. Весь зал решён преимущественно в деревянной текстуре, за которой скрываются акустические панели. Потолок, имеющий сложную обтекаемую форму, мощно объединяющий пространство, также выполняет акустическую функцию для создания комфортного звукового режима в зале.
В центре архитектурной концепции «Сколки» находится главный амфитеатр – масштабное пространство, объединяющее все учебные зоны и становящееся сердцем школьной жизни. Это не просто место для собраний, а динамичная площадка для лекций, презентаций, научных шоу, театральных постановок и неформального общения.
Библиотека — Ресурсный центр — представляет собой уютное светлое пространство на третьем ярусе вдоль амфитеатра, где традиционный формат библиотеки органично сочетается с современными образовательными технологиями. Пространство оформлено в светлых тонах с акцентами из натурального дерева — деревянные стеллажи с открытым доступом к книгам, полы и мебельные элементы. Шарм интерьеру придают круглые ниши на потолке и встроенные рассеянные круглые точки, которые обеспечивают мягкое освещение всех рабочих зон.
Коридоры младшей школы создают особую, камерную атмосферу, сохраняя общий стиль учебного пространства, но с адаптацией под возрастные особенности детей. Стены украшены яркими арт-объектами — картинами, коврами, собственными рисунками учеников.
Уголки отдыха организованы с учетом потребностей младшеклассников: низкие пуфы, модульные блоки сидячих островков, небольшие стеллажи с детской литературой.
В младшей школе применено напольное покрытие под дерево, а также pinable стена, отделанная войлочными панелями, для выражения творчества учеников и маркерная стена для максимально наглядной подачи материала.